29.11.2023
Маркировка разливного пива с 15.01.2024

 

С 15 января 2024 года действуют новые правила для сегмента HoReCa. Ресторанам, барам и остальным заведениям, которые торгуют кеговым пивом, медовухой, сидром и пуаре, предстоит отчитываться не только в ЕГАИС, но и в систему маркировки «Честный знак». Туда необходимо передавать информацию при подключении каждого кега к крану и при розничных продажах.

 

Что такое маркировка пива и как она касается общепита

Маркировка — это уникальный код в формате Data Matrix, который наносят на упаковку пива: кег, бутылку или банку.

Если точка общепита продает только покупное пиво, маркировать его не надо, это сделают производители или импортеры.

Пиво собственного производства маркируют те бары и рестораны, которые продают его на сторону: другим заведениям или компаниям. При этом пиво должно быть упаковано в кеги, бутылки или банки. Если напиток не фасуют, а разливают гостям прямо в заведении, то маркировать его не надо.

Что обязаны делать все точки общепита, продающие гостям пиво:

  • Работать только с маркированной продукцией. Нельзя принять от поставщика пиво, на котором нет уникального кода.
  • Передавать данные в систему «Честный знак» о каждой продаже пива. Если разливаете пиво из крана, то необходимо сообщать о подключении каждого кега.

Эти требования касаются не только баров, пабов и ресторанов. Они обязательны для любых форматов, у которых в меню есть пивные напитки: кафе, кофеен, буфетов, закусочных и фастфуда.

 

Какое пиво и слабоалкогольные напитки маркируют

Обязательная маркировка распространяется не только на пиво. В список подконтрольной продукции также включены пивные напитки, медовуха, сидр и пуаре (грушевый сидр).

Не маркируют безалкогольное (до 0,5%) и танковое пиво.

Принимая пиво и пивные напитки, проверяйте, какие коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС указаны в сопроводительных документах: сертификате или декларации соответствия. Если коды как в таблице  на товарах должна стоять маркировка:

Вид напитка

Код ОКПД 2

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Пиво крепостью от 0,5%

11.05.10.120

11.05.10.130

2203 00

Пивные напитки

11.05.10.160

2206 00

Сидр и пуаре

11.03.10.211

11.03.10.212

2206 00 310 0

2206 00 510 0

2206 00 810 0

Слабоалкогольные напитки брожения, в том числе медовуха

11.03.10.210

2206 00 390 1

2206 00 590 1

2206 00 890 1

 

Маркировка в «Честном знаке» не отменяет ЕГАИС

Всем, кто продает пиво и слабоалкогольные напитки, отчитываться предстоит параллельно в обе системы. Взаимодействовать с ЕГАИС нужно по той же схеме и в том же объеме, как и раньше.

Систему «Честный знак» ввели, чтобы решить вопрос с прослеживаемостью. На пиво и слабоалкогольные напитки не наносят акцизные марки, а учет ведут по товарно-транспортным накладным (ТТН). Из-за этого отследить путь каждой бутылки или кеги невозможно. Печатать акцизные марки по аналогии с крепким алкоголем и наносить их на пивную продукцию  дорогостоящий и сложный процесс как для государства, так и для производителей и общепита. Коды Data Matrix решают эту проблему.

В «Честном знаке» отражается вся цепочка движения пива: от производства или ввоза в страну до продажи конечному потребителю. Это помогает бороться с контрафактом — государство видит движение каждой бутылки, банки и кега с пивом, а дистрибьюторы, продавцы и покупатели уверены в качестве и оригинальности продукции.

 

Когда общепит начинает работать с «Честным знаком»

Для ресторанной сферы утверждены четыре даты, с которых стартуют разные этапы маркировки. Сначала у точек общепита появится обязанность подавать сведения о пиве в кегах, затем  о баночных и бутылочных позициях.

С 15 января 2024 обязательно сообщать в «Честный знак», что кег подключен к системе розлива. Также с этой даты необходимо вносить в кассовый чек данные о реализации пива и слабоалкогольных напитков, которые продаются в розлив.

С 1 апреля 2024 запрещено продавать гостям пиво из немаркированных кегов. Все позиции, которые произведены до старта обязательной маркировки, к этому моменту надо реализовать.

С 1 июня 2024 обязательно сканировать код Data Matrix при продаже любых пивных и слабоалкогольных напитков: не только в кегах, но также в стеклянных и пластиковых бутылках, алюминиевых банках.

С 15 января 2025 нельзя торговать пивом без маркировки независимо от вида упаковки.

С 2024 года для всех заведений отменяется «пивная» декларация: отчитываться об обороте слабоалкогольных напитков в Росалкогольрегулирование (ФСРАР) больше не придется. Последнюю декларацию надо подать за IV квартал 2023 года. Сделать это необходимо с 1 по 22 января 2024 года.

 

Как заведению подготовиться к работе с маркированным пивом

  1. Зарегистрироваться в «Честном знаке». Перейдите на сайт системы маркировки. При регистрации добавьте товарную группу «пиво и пивные напитки», выберите тип участника «розничная торговля».

Если уже продаете маркированную воду, молочные продукты или сигареты, повторно регистрироваться не надо. Просто укажите новую товарную группу.

  1. Обновить прошивку онлайнкассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах.
  2. Подключиться к ОФД, который будет передавать коды из чека в систему маркировки. Это актуально для заведений, которые только открываются. Если у вас уже работающий проект, проверьте, связан ли ваш оператор с «Честным знаком».
  3. Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки при продаже и подключить его к ККТ.
  4. Выбрать оборудование для приемки товаров. Если склад небольшой, подойдет приложение для смартфона. Если храните и принимаете много маркированных товаров, удобнее использовать сканер штрихкодов или терминал сбора данных.

Шаг 5 пока можно пропустить. Оборот товаров сейчас не контролируется «Честным знаком», то есть нет обязанности обмениваться документами через ЭДО.

Однако правительство подготовило законопроект: в планах с 1 апреля 2024 года все-таки обязать участников оборота использовать ЭДО. Если изменения примут, появится необходимость проверять, что коды на товарах соответствует кодам в документах.

  1. Обучить персонал работе с маркированными товарами: проверять маркировку при приемке пива, сканировать Data Matrix при подключении кега к крану и продаже, передавать сведения в «Честный знак».

 

 

Как принять маркированное пиво и сообщить о подключении кега в «Честный знак»

Пока в законе нет требования обмениваться накладными по маркированному пиву через электронный документооборот. Но, скорее всего, такая обязанность появится для всех участников цепочки. Пока вы можете принимать маркированные напитки как и раньше: либо по бумажным, либо по электронным документам.

Принимая партию пива, необходимо сверить полученные позиции с данными, которые указаны в сопроводительных документах:

  • Проверить соответствие кодам по ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Убедиться, что коды (Data Matrix) проставлены на кегах, бутылках и банках, произведенных после старта обязательной маркировки для производителей и импортеров:

Упаковка

Дата производства

Кег

с 1 апреля 2023

Стеклянная или пластиковая бутылка

с 1 октября 2023

Алюминиевая банка

с 15 января 2024

Data Matrix можно проверить через бесплатное приложение «Честный знак». Если работаете в системе Presto, программа при сканировании кодов предупредит, что есть незарегистрированные в системе маркировки позиции.

В ЕГАИС по-прежнему надо отправить акт приемки.

Общепиту не требуется передавать сведения в «Честный знак», пока:

  • Кеги не подключены к крану.
  • Бутылки стоят на складе или в баре и не проданы гостям.

Как сообщить в «Честный знак» о подключении кега

Когда бармен подключает новый маркированный кег к розливу, необходимо передать об этом сведения в систему маркировки.

Срок на это  не позднее следующего рабочего дня. К примеру, поставили кег в пятницу, дедлайн для подачи сведений  суббота. Если подключили кег в воскресенье, а бар не работает в понедельник, то отчитаться в «Честный знак» надо во вторник.

Как передать сведения после подключения кега. Отсканировать Data Matrix с кега и заполнить документ о подключении, указав ИНН, дату постановки на розлив, код маркировки и срок годности пива.

Индивидуальные предприниматели дополнительно вводят адрес заведения, где подключен кег, а юридические лица  КПП торговой точки. Это необходимо, так как код маркировки при подключении считается использованным.

Если у вас несколько заведений или сеть, продать все пиво из кега надо именно там, где его поставили на кран. Нельзя половину пролить в одном баре, а потом перевезти остаток в другой и подключить кег там.

Отчитываться в систему маркировки можно любым удобным способом: использовать личный кабинет на сайте «Честного знака» или товароучетную программу, которая интегрирована с системой маркировки.

В программе для общепита Presto подать сведения можно за 2 шага:

  1. Сотрудник 2D-сканером считывает код маркировки. Если кег находится далеко от сканера, можно сфотографировать Data Matrix на свой телефон и отсканировать коды с фотографии.
  2. Указывает объем кега и срок годности (его обычно ставят на защитной крышке кега). Все остальные данные программа заполнит и отправит в «Честный знак» автоматически

Любой сотрудник без дополнительного обучения справится с продажей маркированного пива благодаря понятному интерфейсу и подсказкам

Работа без нарушений. С Presto сотрудникам не придется запоминать или записывать, какие кеги уже поставили на кран, а какие нет. Если кто-то забудет подключить кег  не страшно. Когда гость закажет такой напиток, программа не выбьет чек, а предупредит об этом. Бармен или продавец просто поставит кег на кран и оформит продажу без нарушений.

Как выводить пиво из оборота

При каждой продаже необходимо сканировать код маркировки, чтобы он попал в кассовый чек. Для разливного пива также указывать объем каждой проданной гостям порции. Информацию о том, сколько пива и из какого кега продали, ОФД передаст в «Честный знак».

Продажи без проблем. Чтобы сотрудники работали в обычном режиме, не страдал сервис и скорость обслуживания, в Presto вывод из оборота происходит автоматически. Бармен пробивает пиво через кассу, и программа сама добавляет в чек коды маркировки. Не придется ходить при каждой продаже к кегу, чтобы отсканировать Data Matrix.

Контроль остатков и сроков годности. При подключении кега к оборудованию для розлива в «Честный знак» обязательно отправлять сведения не только о коде маркировки, но и о сроке годности. Presto запомнит его и предупредит, если бармен случайно добавит в заказ просроченное пиво.

Все подключенные кеги можно отследить в специальном разделе программы  в нем указаны остатки пива в любом вскрытом кеге, в том числе отрицательные. Если попытаться продать пиво из кега, который уже пуст по данным в «Честном знаке», кассовая система сообщит об этом.

 

Дата подключения, срок годности и остаток в каждом кеге  на одном экране

Когда разольете все пиво из кега, отключите его от оборудования. Сканировать код маркировки и сообщать в «Честный знак» об отключении не надо.

 

Источник

Отзыв / Новость

Необходимо согласие на обработку персональных данных